РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Богословствование образами: иконы и картины на сюжеты «Благовещения» и «Рождества Христова»
Автор: Касаткина Татьяна Александровна
Выходные данные: Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 74–82
В № 43 «Вестника Кемеровского государственного университета культуры и искусств» за 2018 г. размещена статья Т. А. Касаткиной «Богословствование образами: иконы и картины на сюжеты "Благовещения" и "Рождества Христова"». Статья написана в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Трансформация новозаветной истории в поэме В.В. Маяковского «Человек»
Автор: Михаленко Наталья Владимировна
Выходные данные: Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост., отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. — М.: «Индрик», 2018. — 720 с., илл. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 4). С. 220-233.
В книге «Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма» (Сост., отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. — М.: «Индрик», 2018. — 720 с., илл. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 4). С. 220-233) опубликована статья Н.В. Михаленко «Трансформация новозаветной истории в поэме В.В. Маяковского "Человек"». Статья написана в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
«Записки из подполья» и «Маша лежит на столе…»: Опыт медленного чтения в ближайшем контексте
Автор: Касаткина Татьяна Александровна
Выходные данные: Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. М.: ИМЛИ РАН, 2018. № 1.С. 121–147.
В № 1 за 2018 г. журнала «Достоевский и мировая культура» вышла статья Т.А. Касаткиной «“Записки из подполья” и “Маша лежит на столе…”: Опыт медленного чтения в ближайшем контексте» . Статья написана в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
«Mujique Marei»: análise contextual e close reading
Автор: Касаткина Татьяна Александровна
Выходные данные: RUS. Revista de Literatura e Cultura Russa. V.9, N 11. Brasil, Universidade de Sao Paulo. 2018. С. 22-39.
В выпуске 9 № 11 за 2018 г. бразильского журнала «Revista de Literatura e Cultura Russa» опубликована статья Т.А. Касаткиной «“Mujique Marei”: análise contextual e close reading». Статья написана в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Организация совместной работы в рамках субъект-субъектного метода
Автор: Касаткина Татьяна Александровна
Выходные данные: Литература. 2018 за январь-февраль. С. 52-57.
В журнале «Литература» (Издательский дом «Первое сентября») за январь-февраль 2018 г. опубликована статья Т.А. Касаткиной «Организация совместной работы в рамках субъект-субъектного метода». Статья написана в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Проблемы реального комментария
Автор: Касаткина Татьяна Александровна
Выходные данные: Новый мир. 2018. № 7. С. 181–198.
В № 7 журнала «Новый мир» за 2018 г. опубликована статья Т.А. Касаткиной «Проблемы реального комментария». Статья написана в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Тайна и мудрость «включительности»
Автор: Касаткина Татьяна Александровна
Выходные данные: Новый мир, 2018. № 1. С. 211–216.
В № 1 журнала «Новый мир» за 2018 г. опубликована рецензия Т.А. Касаткиной «Тайна и мудрость “включительности”» на Мережковский Д.С. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 14: Тайна Трех: Египет и Вавилон; Тайна Запада: Атлантида-Европа / Сост., подг. текста, послесл., коммент. О.А. Коростелева и Е.А. Андрущенко при участии А.В. Журбиной. – М.: Дмитрий Сечин, 2017. – 807 с. Рецензия подготовлена в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Философ о поэте. Статья А.К. Горского «Крест над вьюгой (О “Двенадцати” А. Блока)»
Автор: Гачева Анастасия Георгиевна
Выходные данные: Литературный факт. 2018. № 8. С. 197–256.
В № 8 журнала «Литературный факт» за 2018 г. опубликована статья А.Г. Гачевой «Философ о поэте. Статья А.К. Горского “Крест над вьюгой (О “Двенадцати” А. Блока)”». Статья написана в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Публицистика Д.В. Философова революционных лет (1917‒1918)
Автор: Коростелёв Олег Анатольевич
Выходные данные: Литература и революция. Век двадцатый / Ред. О.Ю. Панова, В.Ю. Попова, В.М. Толмачёв. М.: Литфакт, 2018. С. 74–102.
В книге «Литература и революция. Век двадцатый» (Ред. О.Ю. Панова, В.Ю. Попова, В.М. Толмачёв. М.: Литфакт, 2018. С. 74–102) вышла статья «Публицистика Д.В. Философова революционных лет (1917‒1918)», написанная О.А. Коростелевым в соавторстве с А.А. Холиковым. Статья написана в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Экфрасис как средство выражения религиозных взглядов Ап. Григорьева
Автор: Середина Анна Олеговна
Выходные данные: Litera, 2018. № 3. С. 122-135.
В журнале «Litera», входящем в перечень изданий ВАК, в номере 3 за 2018 год опубликована статья А.О. Серединой «Экфрасис как средство выражения религиозных взглядов Ап. Григорьева». В статье рассматривается, как религиозные и эстетические взгляды Ап. Григорьева отразились на поэтике его художественной прозы и эпистолярного наследия. В центре внимания оказывается религиозный экфрасис, то есть описания икон, изображений Мадонны, фресок, храмов и монастырей. Привлекается обширный материал: тексты ранней прозы Григорьева середины 1840-х гг., очерки и письма рубежа 1850-х-1860-х гг., а также итоговое произведение писателя - мемуары «Мои литературные и нравственные скитальчества». Теоретической основой для имманентного сопоставительного анализа являются труды Н.В. Брагинской, Н.Г. Морозовой, Е.В. Яценко, посвященные экфрасису. В результате исследования обнаруживается, что Ап. Григорьевым выдвигались разные требования при оценке светского произведения искусства и произведения, претендующего на статус сакрального. Также в статье прослеживаются особенности взаимодействия категорий народности и сакральности в представлениях Ап. Григорьева. Статья продолжает исследование автором темы экфрасиса в прозаическом наследии Ап. Григорьева, ранее не привлекавшей специального внимания литературоведов. http://author.nbpublish.com/fil/article_27345.html
Читать дальше
Роль топоэкфрасиса в утверждении почвеннических идей (На материале художественной прозы Ап. Григорьева)
Автор: Середина Анна Олеговна
Выходные данные: Миргород, 2017. № 1 (9). С. 83-99.
В международном журнале «Миргород» в томе 9 за 2017 год опубликована статья А.О. Серединой «Роль топоэкфрасиса в утверждении почвеннических идей (На материале художественной прозы Ап. Григорьева)». В статье рассматривается топоэкфрасис Москвы, представляющий собой смысловой центр мемуаров Ап. Григорьева «Мои литературные и нравственные скитальчества». В топоэкфрасисе Москвы нашло отражение понимание категорий жизни, народа и типического, ведущее свое происхождение из органической критики Ап. Григорьева и составившее основу мировоззрения всех почвенников. Москва в воспоминаниях Григорьева – это одновременно родной город писателя, живое существо, периоды русской литературы, этапы нравственного формирования писателя и народная почва, питающая русскую историю и культуру.
Читать дальше
«Святая Русь» в поэме А. Блока «Двенадцать»: художественный и литературно-философский контекст
Автор: Тахо-Годи Елена Аркадьевна
Выходные данные: «Русская литература», 2018. № 2. C. 33-40.
В № 2 за 2018 г. журнала «Русская литература» (ИРЛИ («Пушкинский Дом») РАН) опубликована статья Е.А. Тахо-Годи « “Святая Русь” в поэме А. Блока “Двенадцать”: художественный и литературно-философский контекст», написанная в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Историософия книги стихов «Сумерки» Е.А. Боратынского и проблема трансформации ценностей
Автор: Анохина Юлия Юрьевна
Выходные данные: Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 5(83). Ч. 2. C. 225-230.
В № 5(83) (Ч. 2) за 2018 г.  журнала «Филологические науки. Вопросы теории и практики» (Тамбов: Грамота) опубликована статья Ю.Ю. Анохиной «Историософия книги стихов “Сумерки” Е.А. Боратынского и проблема трансформации ценностей», написанная в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432. Статья посвящена книге стихов Е. А. Боратынского «Сумерки» (1842), в частности, анализу таких ценностных категорий, как дружба, любовь и красота, в их связи с теми представлениями о развитии человечества, которые отражены в книге. Автор статьи показывает, что дружба, любовь и красота в лирике Боратынского сопряжены с важнейшим в книге вопросом – вопросом о роли и смысле поэзии. При этом отмечается, что по сравнению с лирикой 1820-х – начала 1830-х гг. эти ценности содержательно изменяются, приобретая большую степень обобщения. В статье подчеркивается, что осознание поэтом трансформации ценностей в обществе влияет и на становление его историософских идей, которые в «Сумерках» приобретают системный характер.
Читать дальше
Эстетика природы Д.С. Мережковского
Автор: Серегина Светлана Андреевна
Выходные данные: Д.С. Мережковский: писатель – критик – мыслитель: Сборник статей / Ред.-сост. О.А. Коростелев, А.А. Холиков. – М.: Изд-во «Дмитрий Сечин», Литфакт, 2018. С. 298-306.
В сборнике статей «Д.С. Мережковский: писатель – критик – мыслитель» опубликована статья С.А. Серегиной «Эстетика природы Д.С. Мережковского», написанная в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432. Предметом анализа в статье является эстетика природы Д.С. Мережковского, материалом – лирика поэта 1880–1890-х гг. В качестве инструмента описания эстетики природы используется понятие модель природы (А.Ф. Лосев и М.А. Тахо-Годи). Особое внимание в статье уделяется анализу мотива смерти, образа ребенка и антитезы человеческое – природное в эстетике природы Мережковского. На базе анализа представлены основные положения эстетики Мережковского: 1) человек является источником греха и страдания в мире, тогда как природа напоминает ему о времени до начала истории; 2) природа становится зримым воплощением не только эстетических, но и этических законов, задающих безусловную нравственную высоту для отпавшего от природы человека; 3) символический мир природы существует в художественном сознании Мережковского вне времени и в вечном цикле повторения, в стремлении вернуться к статусу «утраченного рая», тогда как реальная природа лишена своей изначальной цельности и гармонии. В заключение делается вывод о том, что Мережковский эстетизирует пространство природы и в его произведениях модель природы имеет намеренно условный характер: с одной стороны, пространство природы удалено от реального, с другой – оно одновременно приближено и к «потерянному раю», и к пространству новой истории. Модель природы Мережковского подразумевает, что полное воплощение и восстановление природы в ее изначальной целостности произойдет в новой истории.
Читать дальше
Формирование методологии гуманитарных педагогических и прогностических технологий на основе взаимодействия литературы и философии
Автор: Шалыгина Ольга Владимировна
Выходные данные: Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи. Материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23 января 2017). М., 2018. С. 402-405.
В сборнике «Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи. Материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23 января 2017)» (М., 2018) опубликована статья О.В. Шалыгиной «Формирование методологии гуманитарных педагогических и прогностических технологий на основе взаимодействия литературы и философии», написанная в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
«Атлантида» Мережковского: источники и рецепция
Автор: Коростелёв Олег Анатольевич
Выходные данные: Новый филологический вестник. 2017. No4(43). С. 96-108
В № 4(43) от 2017 г. журнала «Новый филологический вестник» опубликована статья О.А. Коростелева (в соавторстве с А.В. Протопоповой) «“Атлантида” Мережковского: источники и рецепция», написанная в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Русская литература и философия: пути взаимодействия
Автор: Коллективный труд
Выходные данные: М.: Водолей, 2018
В основу книги легли исследования, выполненные членами научной группы, работающей в ИМЛИ РАН по гранту Российского научного фонда (проект № 17–18–01432), в том числе инициированные проходившим в рамках работы над проектом международным круглым столом «Литература и философия – постреволюционные метаморфозы и трансформации смыслов: к 100-летию Октябрьского переворота». Презентация книги состоится 6 февраля в 18.00 на открытом заседании научного семинара «Русская литература и философия: пути взаимодействия» . Заседание пройдет в Библиотеке «Дом А.Ф. Лосева» (м. Смоленское, ул.Арбат, д. 33).
Читать дальше
Ландшафтные коннотации солярного мифа в структуре крымского текста М. Волошина (М. Волошин «Киммерийские сумерки»)
Автор: Шалыгина Ольга Владимировна
Выходные данные: Вестник славянских культур, 2017. № 6. С. 201-206
В № 6 от 2017 г. журнала «Вестник славянских культур» опубликована статья О.В. Шалыгиной «Ландшафтные коннотации солярного мифа в структуре крымского текста М. Волошина (М. Волошин “Киммерийские сумерки”)», написанная в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Имплицитная/внутренняя философия произведений Достоевского и соотношение ее с жизненной позицией молодежи XXI века
Автор: Касаткина Татьяна Александровна
Выходные данные: Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 41. С. 105-110.
В № 41 от 2017 г. «Вестника Кемеровского государственного университета культуры и искусств» опубликована статья Т.А. Касаткиной «Имплицитная/внутренняя философия произведений Достоевского и соотношение ее с жизненной позицией молодежи XXI века», написанная в рамках работы по проекту Российского научного фонда № 17-18-01432.
Читать дальше
Человек и история: версия русского космизма
Автор: Гачева Анастасия Георгиевна
Выходные данные: Циолковский. Проблемы и будущее российской науки и техники. Материалы 52 научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Калуга: АКФ «Политоп», 2017. С. 286–288.
Читать дальше
От Февраля к Октябрю: публицистика Д.С. Мережковского 1917–1918 гг. (Из не вошедшего в авторские сборники)
Автор: Коростелёв Олег Анатольевич
Выходные данные: Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы / Отв. ред. В.В. Полонский, ред.-сост. В.М. Введенская, Е.В. Глухова, М.В. Козьменко. М.: ИМЛИ РАН, 2017.
Читать дальше
Концепт времени в структуре «Киммерийского мифа»
Автор: Шалыгина Ольга Владимировна
Выходные данные: Toronto Slavic Quarterly / Academic Electronic Journal in Slavic Studies / University of Toronto. / TSQ #62 - Fall 2017 http://sites.utoronto.ca/tsq/62/Shalygina62.pdf
Читать дальше
6. Kasatkina T. “The Protagonist’s Error” as a Writing Technique in Dostoevsky’s Works
Автор: Касаткина Татьяна Александровна
Выходные данные: Russian Literature & Arts. 2017. Beijing, № 3. С. 41-51.
Читать дальше
Материалы из архива ГАХН (Подготовка текста и примечания Дж. Римонди, Е.А.  Тахо-Годи)
Автор: Тахо-Годи Елена Аркадьевна
Выходные данные: Вопросы философии. 2017. № 11. С. 89–94.
Читать дальше
А.Ф. Лосев о задачах музыкальной эстетики (новые материалы из архива ГАХН*)
Автор: Тахо-Годи Елена Аркадьевна
Выходные данные: Вопросы философии. 2017, № 11. С. 79-88.
Читать дальше