РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
24 апреля начнет работу шестая международная конференции «Музыка - философия - культура. Свое и чужое в истории искусства и культуры»
0 7418 4d024fc9 xl 1
Конференция
с 24 апреля по 26 апреля

 

 

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П.И.ЧАЙКОВСКОГО

 

БИБЛИОТЕКА ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

«ДОМ А.Ф.ЛОСЕВА»

 

ШЕСТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«МУЗЫКА – ФИЛОСОФИЯ – КУЛЬТУРА»

 

«СВОЕ И ЧУЖОЕ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

24 – 26 апреля 2018 г.

 

Проблема «своего» и «чужого» в художественном произведении всегда вызывала интерес, и сам характер ее постановки обычно включал самые разнообразные аспекты: от вопросов фальсификаций и мистификаций — до чисто исследовательских. В наше время, когда заметное влияние имеют концепции интертекста, «смерти автора», коллажной полистилистики, цитатного текста и т.п., по-новому актуализовался целый ряд позиций, с которых имеет смысл ставить означенную проблему вновь и вновь. 

Заимствование музыкального материала, как своего, так и чужого, встречается на всех этапах развития профессиональной музыки. Композиторы нередко обращались к созданным ранее произведениям и видоизменяли их жанр, форму, содержание в соответствии с новым замыслом. Музыкальный материал мигрировал из светских в духовные жанры (и наоборот), становился основой для вариаций и виртуозных обработок, являлся предметом аллюзий. Конференция посвящена искусству заимствования в художественных произведениях и многообразию его проявлений от эпохи Ренессанса и до настоящего времени.

Аналогичная проблематика касается и иных сфер духовной деятельности человека. Например, диалектика «своего» и «чужого» связана с проблемой смены эпохальных стилей в истории пластических искусств, будучи также актуальной при поиске индивидуального «почерка» живописцем, скульптором или архитектором. Специфический способ общения с «чужим» задает давняя традиция копирования произведений мастеров прошлого, сохраняющая свое практическое значение по сей день.

В киноискусстве оппозиция и взаимодействие «своего» и «чужого» логично соотносятся с проблематикой эволюции жанров. С возникновением авторского кино становится актуальным культивирование индивидуальных творческих намерений и интенций в противоречивом соотношении с ассимиляцией культурного наследия.

Отметим некоторые из возможных тематических направлений:

  • проблема авторства в художественной/музыкальной композиции;
  • новые исполнительские условия как причина аранжировки – к вопросу о смысловых пределах художественного произведения;
  • изменение содержания в условиях нового жанра (контрафактура, месса-пародия) или сочинения («ария из саквояжа» и пр.);
  • заимствование как способ обучения композиторскому мастерству (или новому стилю)
  • стиль как «свое» и «чужое» (от «нео»-стилей до полистилистики);
  • старинная музыка сквозь призму сочинений современных композиторов.
  • феномен копирования в изобразительном искусстве;
  •  «память жанра» в музыке, литературе, кино в контексте проблемы «свое – чужое»;
  • автор и интертекст.

 

В ходе конференции запланирована работа секции «“Свое” и “чужое” в философии и культуре: к 165-летию рождения Вл. Соловьева, 125-летию рождения и 30-летию кончины А.Ф.Лосева» в Библиотеке истории русской философии и культуры («Дом А.Ф. Лосева»).

Для обсуждения в секции предлагается следующая проблематика:

  • Оппозиция «свое – чужое» в генезисе и становлении отечественной философии, от славянофилов и западников до Ф.М. Достоевского и Вл.С. Соловьева, от Л.П. Карсавина до А.Ф. Лосева и далее;
  • «...И вот чужое слово проступает»: заимствование, трансформация, филиация идей, понятий, концептов, мифологем, сюжетов, мотивов, образов, символов, концептуальных персонажей в истории русской мысли и литературы;
  • «Свое» – «чужое» как проблема стиля;
  • «...Когда бы грек увидел наши игры»: Античность как «чужое» и «свое»;
  • «Чужое» как «свое» – от диссоциации и оппозиции к «всемирной отзывчивости» и всеединству;
  • Категории своего и чужого в западной и русской философии постмодернизма.

 

 

Будет работать студенческо-аспирантская секция «Своё vs чужое в истории музыки: от пародии до аллюзии» под эгидой Студенческого научно-творческого общества Московской консерватории, инициировавшего тему конференции.

В рамках работы студенческо-аспирантской секции проводится Конкурс выступлений.

 

Организационный и программный комитет конференции

Зенкин К.В. – председатель Организационного и программного комитета, доктор искусствоведения, профессор, проректор по науке МГК им. П.И. Чайковского.

Марченко О.В. – доктор философских наук, профессор философского факультета РГГУ, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук МГК им. П.И. Чайковского.

Насонов Р.А. – кандидат искусствоведения, доцент МГК им. П.И.Чайковского, куратор СНТО МГК.

Ровенко Е.В. – кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник МГК им. П.И.Чайковского.

Тахо-Годи Е.А. – доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; заведующая отделом Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»; ведущий научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН.

Пастушкова А.С. – аспирантка МГК им. П.И.Чайковского, председатель СНТО МГК.

 

 ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ